Excelschool
Уроки excel для начинающих

Урок №6
РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЕЙ КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ. СОРТИРОВА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ.

Цели работы:

  • познакомиться с использованием электронной таблицы как базы данных;
  • научиться осуществлять поиск информации в базе данных по различным критериям;
  • научиться производить сортировку информации.

ЗАДАНИЕ 1.  заполните таблицу, содержащую информацию о планетах солнечной системы, согласно рисунку и сохраните ее под именем work6.xls.

картинка excel

Единицы измерения, используемые в таблице:

  • период обращения по орбите, в земных года
  • среднее расстояние от Солнца, млн км;
  • экваториальный диаметр, тыс. км;
  • масса - «10г4 кг.

Основные понятия баз данных

Область таблицы А2:F12 можно рассматривать как базу дан­ных. Столбцы А, В, С, D, E, F этой таблицы называются полями, а строки 3-12 называются записями. Область А2:F2 содержит имена полей.
Существуют ограничения, накладываемые на структуру базы данных:

  • первый ряд базы данных должен содержать неповторяющи­еся имена полей
  • остальные ряды базы данных содержат записи, которые не должны быть пустыми рядами;
  • информация по полям (столбцам) должна быть однород­ной, т.е. только цифры или только текст.

  Основная функция любой базы данных - поиск информации по определенным критериям. С увеличением количества записей поиск определенной информации затрудняется. Excel позволяет упростить этот процесс путем фильтрации данных.

Фильтрация данных

  Команды Данные - Фильтр позволяют выделять (фильтровать) нужные записи. Фильтрация возможна как через автоматический фильтр Автофильтр, так и через Расширенный фильтр.

Автофильтр

  При использовании Автофильтра необходимо переместить курсор в область, содержащую базу данных или выделить ее. Затем нужно выполнить команды: Данные – Фильтр – Автофильтр. На именах полей появятся кнопки с изображением стрелок вниз. Нажимая на кнопки, можно задавать критерии филь­трации. В появляющемся подменю пункт Все отключает фильтрацию, а пункт Условие  вызывает диалоговое окно, в котором можно установить параметры фильтрации.

картинка excel

Для одного поля могут быть заданы два условия одновременно, связанные логическим И или ИЛИ.

ЗАДАНИЕ 2. С использованием Автофильтра осуществить по­иск планет, начинающихся на букву "С" или букву "Ю" с мас­сой менее 600 -10" кг.
2.1.Выполните команды: Данные, Фильтр, Автофильтр. На полях появились кнопки.
2.2. Нажмите на кнопку на поле Планета. Выберите пункт Условие..
2.3. В диалоговом окне Пользовательский автофильтр задайте критерии согласно рисунку и нажмите на кнопку <ОК>.

  Проверьте! В базе данных остались планеты: Солнце, Юпи­тер, Сатурн.
2.4. Нажмите на кнопку на поле Масса. Выберите пункт Условие.
2.5.В диалоговом окне задайте критерий: Масса < 600.
Проверьте! Остался только Сатурн.
2.6.Выполните команды меню: Данные – Фильтр - Показать все.

ЗАДАНИЕ  3. С использованием Автофильтра самостоятельно:

  • осуществить поиск планет, имеющих экваториальный диаметр менее 50 тыс. км и массу менее 4*1024 кг (Меркурий, Марс, Плутон)
  • осуществить поиск планет, находящихся от Солнца на расстоянии не менее 100 млн. км, имеющих массу в диапазоне от 3*1024 до 500*1024 кг, а так же не более 2 спутников (Венера, Земля, Нептун).

Расширенный фильтр

При использовании Расширенного фильтра необходимо сначала определить (создать) три области.

  • Интервал списка – это область базы данных (А2:F12);
  • Интервал критериев – это область, где задаются критерии фильтрации (А14:F15);
  • Интервал извлечения – это та область, в которой будут появляться результаты фильтрации (А17:F21).

            Имена полей во всех интервалах должны точно совпадать. Для выполнения действий фильтрации  необходимо воспользоваться командами: Данные – Фильтр – Расширенный фильтр. В диалоговом окне необходимо указать координаты интервалов.
Если необходимо получать результаты фильтрации в интервале извлечения, нужно поставить (*) – скопировать результат в другое место.

ЗАДАНИЕ 4. С использованием Расширенного фильтра осуществить поиск планет с периодом обращения более 10 земных лет и количеством спутников не менее 2.
4.1. Создайте интервал критериев и интервал извлечения как на рисунке.
4.2. Запишите критерий поиска в интервал критериев.
4.3.Поместите курсор в область данных.
4.4. Выполните команды: Данные – Фильтр – Расширенный фильтр.

картинка excel

4.5. В диалоговом окне Расширенный фильтр установить переключатель (*)  - скопировать результат в другое место.

картинка excel

4.6. Проверьте правильность задания интервалов. Нажмите кнопку <ОК>.
Проверьте! Найдены планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты в файле planeta.xls.

ЗАДАНИЕ 6. Распечатайте результаты работы, предварительно введя в строку 13 заголовок "Критерии поиска", а в строку 16 заголовок "Результаты поиска.

ЗАДАНИЕ 7. С использованием Расширенного фильтра самостоя­тельно:
1) найдите планеты, имеющие период обращения более 2 земных лет и экваториальный диаметр менее 50 тыс. км (Уран, Плутон);
2) осуществите поиск планет, находящихся от Солнца на рас­стоянии более 1000 млн. км и имеющих 1 спутник (Сатурн, Уран, Нептун).

Сортировка данных

  Команды Данные - Сортировка позволяют упорядочивать (сор­тировать) базу данных.
Для выполнения сортировки необходимо выделить область базы данных или поместить в нее курсор, а затем выполнить ко­манды: Данные - Сортировка. При этом появится диалоговое окно. Нужно установить (*)  - Идентифицировать по подписям (первая с рока диапазона)  и выбрать  название поля, по которому нужно производить сортировку.

картинка excel

Кроме того, необходимо указать метод сортировки: по возрас­танию или по убыванию и нажать кнопку <ОК>. После указанных действий база  будет упорядочена. Символь­ные поля упорядочиваются в алфавитном порядке.

ЗАДАНИЕ 8. Отсортируйте данные в таблице в порядке убывания количества спутников.

ЗАДАНИЕ 9. Отсортируйте данные в таблице в алфавитном поряд­ке названий планет.

ЗАДАНИЕ 10. Отсортируйте данные в порядке возрастания их расстояния от Солнца.

ЗАДАНИЕ 11. Подведите итоги.
Проверьте:
знаете ли вы, что такое:

  • база данных;
  • имя поля;
  • поле;
  • запись;
  • требования к базе;
  • критерии поиска.
 умеете ли вы:
  • производить поиск  ин­формации в базе по различ­ным критериям;
  • производить сортировку информации.
 
Hosted by uCoz